Вот – свершилось! Хочу купить б/у автомобиль!
Как подобрать б/у автомобиль и не попасть на кидалово?
На рынке бывших в употреблении автомобилей сейчас огромный выбор. Сотни тысяч предложений ежедневно. Только в столице каждый день на продажу предлагается более 90 тысяч единиц разного класса и ценовой категории!
Широчайший выбор, не так ли? Как не ошибиться при покупке, как не купить «кота в мешке», как не попасть на удочку мошенников? Как отфильтровать только нужные автомобили и не тратить время на ненужные? На какие объявления стоит обратить внимание, а какие пропустить?
Первое – определяемся с бюджетом. На какую сумму вы рассчитываете, сколько денег намерены потратить на покупку авто? Нужно понимать, что даже если вы определились с точной маркой авто, его цена будет сильно варьироваться в зависимости от года выпуска, технического состояния и других параметров, например, наличия вмятин и царапин. Иными словами, располагая большей суммой, у вас выше вероятность приобрести автомобиль с минимальным набором «болячек».
Покупка любой вещи, тем более бывшей в употреблении – это риск. Тем больший риск при покупке автомобиля. Это и дорого, и очень ответственно в плане безопасности! Не будем забывать, что автомобиль – это источник повышенной опасности! Чтобы минимализировать все риски, рассмотрим несколько несложных правил.
Не тратьте на покупку автомобиля все деньги. Автомобиль это очень сложный механизм, который склонен ломаться в самый неподходящий момент. Поэтому всегда имейте запас денег для будущего ремонта и оплаты, например, того же эвакуатора.
Заранее определитесь с маркой и моделью своего авто. Прочтите как можно больше информации по данной модели, ознакомьтесь с отзывами в Интернете, на автосайтах и страничках автомобильных журналов. Особенно это касается потенциальных импульсивных покупок, особенно – совершаемых женщинами. Так, одна девушка определилась с покупкой очень нравящегося автомобиля Toyota Yaris. Через некоторое время знакомые с изумлением видят ее едущей на Daewoo Matiz. На вопрос, что же случилось, почему такой выбор, и где же Toyota, девушка беззастенчиво ответила: «Matiz такая миленькая, классная, зелененькая, удобная и дешевле в полтора раза!»
Что тут скажешь? Только то, что девушка совершила импульсивную покупку «зелененькой машинки». И хорошо, если она подойдет ей по всем параметрам.
Прекрасно, если нравится. Но лучше неделю провести, листая журналы и просматривая сайты, чем совершить бездумное приобретение, только потому, что это авто дешевле или имеет на двери впечатляющую аэрографию.
Обязательно, кроме восхвалений и од автомобилю, ищите и отрицательные отзывы о нем. Вам нужно четко понимать его «болезни», его слабые места, наиболее ненадежные узлы и детали. Нелишне знать марки потребляемых ГСМ, цену на запчасти и расходные материалы. Таким образом, вы составите относительно точную картину авто и вычислите примерную стоимость владения автомобилем. В данной статье мы остановимся на общих принципах выявления слабых мест, потенциальных скрытых дефектов и подскажем, как их выявлять.
Подбираем автомобиль для осмотра.
Однозначно можно сказать о том, что не стоит выбирать объявления по продаже авто, где фигурируют самые низкие цены. Никто не станет продавать хорошее авто за копейки, по цене, значительно ниже рыночной. Да и известную поговорку "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке" никто не отменял. А к автомобилям она, пожалуй, относится даже в большей степени, чем к остальным товарам. Не стоит забывать, что вы покупаете автомобиль для себя, а на рынке присутствуют еще и сотни так называемых профессиональных перекупщиков (о них мы поговорим ниже). Это люди, зарабатывающие на перепродаже машин. Они покупают подешевле, «шаманят» авто и продают уже дороже. Поэтому, часто встречающееся объявление по продаже авто по привлекательной, низкой цене, должно сразу насторожить – этот автомобиль однозначно был осмотрен, оценен и отвергнут перекупщиками, а, значит – не стоит даже этих денег.Кто такие перекупщики, где они покупают авто, как они работают?
Есть огромное количество людей, занимающихся перепродажей авто. Как правило, они специализируются на определенных марках и моделях автомобилей. К ним информация о новых предложениях на рынке поступает в течение буквально нескольких минут. Это достигается путем размещения в Интернете специальных программ-шарингов или оформления подписок на объявления определенного рода. Также применяются и специальные программы-сканеры, типа «Gigandex», которые за секунду «пробегают» десятки сайтов, выискивая новые объявления в соответствии с заложенными параметрами. Таким образом, как только в Сети публикуется интересное объявление, перекупщику приходит SMS, с указанием и сайта и другой необходимой информации. Соответственно он уже начинает работать с объявлением, назначает встречу. Безусловно, такое программное обеспечение или услуги по его предоставлению стоят денег, но они легко «отбиваются» первой же сделкой.Купля-продажа битых автомобилей.
Вы, вероятно, заметили присутствие в сети объявлений о продаже битых авто по совершенно смехотворным ценам. Вы смотрите на фото и с радостью понимаете, что выправить помятый бок самому с помощью пары соседей по гаражу – плевое дело. Зато приобретете автомобиль свежайшего года выпуска, буквально за копейки. Окрыленный заманчивой перспективой, вы буквально летите смотреть «больное авто»… Стоп! Остановитесь и задумайтесь! Это обман. А точнее – заблуждение. Ремонт и восстановление битых авто – это серьезный бизнес. В нем заняты профессионалы высокого класса, автоцентры с ремонтными ангарами и таким оборудованием, о котором вы даже не слышали!Все автомобили, которые можно безболезненно и выгодно восстановить покупают перекупщики! А то, что фигурирует в объявлениях, это либо настоящий «хлам», в буквальном смысле – металлолом, либо имеет неадекватную будущим вложениям цену. Такие объявления с завышенными ценами, могут висеть в Интернете и в газетах годами.
Как вариант этого бизнеса - покупки битого транспорта в США, Европе, Японии. «Делец» уверяет, что данная машина продается на аукционе буквально за копейки, восстановить ее может и ребенок, повреждения минимальны. Нужно только сделать 100% предоплату, иначе на аукционе автомашину перекупят более «ушлые» покупатели и вы упустите «свое счастье». Надо ли говорить, что это огромный риск остаться и без машины, и без денег. Но даже если авто вам и привезут, продавец вам никогда не скажет одну неприятную вещь – такая автомашина навсегда помещена в список побывавших в авариях транспортных средств, на таких сайтах, как например, AutoCheck. Пусть вы ее восстановите до зеркального блеска, продать ее за хорошие деньги не удастся - она всегда будет иметь «клеймо» битой.
Автомобили-призраки или «Простите, машина только что продана».
Обычно такие объявления – первые в списке сайта или газеты. Они содержат все информацию – контакты, описания, фото, цену и так далее и не вызывают никаких подозрений.
Правда есть один нюанс – дозвониться или связаться с владельцами каким-то другим способом архисложно. Телефон недоступен, отключен или постоянно занят, на электронную почту они не отвечают, на СМС – тоже. Становится понятно, что это «мертвые» объявления, пустышки. Но зачем и кому это нужно? Ответ достаточно тривиален – работают перекупщики. Забивая сайты пустышками, они устраняют конкурентов, сбивают или наоборот – повышают цены.
Например, разместив пару десятков липовых объявлений с завышенными ценами, они имеют реальный аргумент при торге с покупателем, а разместив такие же объявления по бросовым ценам – с продавцом авто! Все просто – вы же видите цены на такие авто собственными глазами, просматривая многочисленные сайты и листая газеты объявлений, и невольно верите этим «средним рыночным ценам»! Дальше – дело техники. Нужно просто купить у вас по дешевке, или, соответственно – продать вам втридорога.
Автомобили-призраки-2
Эти «автомобили» продаются загородом. Просто пригород, либо городки, поселки, деревеньки и села. Дозвониться до таких «продавцов» относительно легко. Как правило, отвечает миловидный женский голос, который соглашается на любое время, все условия осмотра, диагностики и т.д. Ее цель одна – заставить вас приехать! Вы, воодушевленный милым и приятным разговором, садитесь и едете в «тьмутаракань». На подъезде вы перезваниваете обворожительной девушке, как условились – она обещала вас встретить. Однако девушка внезапно сообщает, что (варианты): машина только что срочно продана; из-за болезни ребенка (тещи, кошки, коровы) хозяин уехал в больницу и когда приедет неизвестно и прочие подобные убедительные небылицы. Поэтому встретиться не получится. Ни сейчас, ни завтра. И вообще, когда вернется хозяин – неизвестно. Ну а если «машина продана», то вам говорят «до свиданья» без вариантов. При этом, если вы наберете этот номер с другого телефона – случится волшебство: девушка с удовольствием пригласит вас на «автосвидание»!Но какой смысл этих «игр»? Они бессмысленны лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении становится понятна мотивация таких «розыгрышей». Оцените, сколько времени вы затратили, нервов, сил и бензина. Поедете ли вы в другой раз загород? Вряд ли, тем более, если рядом с «деревенским» объявлением размещается «настоящее» объявление, правда… чуть дороже! Надо ли говорить, что оба объявления – одного автора. Еще одна вариация – размещение сразу десятка однообразных объявлений, лишь одно из которых - «живое». По девяти из десяти телефонам вам ответят, что авто «уже продано, так как такие модели раскупаются с колес» и лишь по одному заверят, что авто есть в наличии. И ведь вы, услышав это, будете счастливы! Хотя никогда и не поймете, что это – искусно разыгранный спектакль.
Как не ошибиться в выборе бывшей в употреблении автомашины по объявлению или телефону?
Вот вы и подобрали самые интересные варианты. Если это газета – сразу вооружитесь карандашом, ручкой или фломастером, чтобы подчеркивать или вычеркивать те, по которым вы позвонили. Если это Интернет-сайт – не поленитесь распечатать и действовать как с газетой – тогда вы не запутаетесь, и не будете звонить несколько раз по одному и тому же номеру.
Одновременно отметьте и те объявления, которые вас заинтересовали, но цена в которых вас не устраивает. Они пригодятся в дальнейшем. Ведь хорошие автомобили стоят дороже их «выхлопанных» аналогов – это истина. Однако, зачастую, спрос на такие авто значительно снижен именно из-за цены. Владельцу рано или поздно надоедает видеть свое объявление месяцами без движения, и он продает автомобиль со значительным торгом.
Если Вы видите объявление в Интернете обратите пристальное внимание на размещенные фотографии. С каких ракурсов они сделаны, с каким разрешением, качеством? Показаны ли все стороны автомобиля? Отполирована ли она до блеска или под слоем «пикантной» пыли могут скрываться дефекты. Нормальный продавец, которому нечего скрывать, сфотографирует автомобиль только в идеально отмытом состоянии, со всех четырех сторон и приложит еще пару фото, например салона и двигательного отсека.
Должно насторожить также, когда на автомобиле отсутствуют или закрашены государственные регистрационные знаки или транзитный «пластик». Что скрывать честному продавцу? Историю авто, которую можно «пробить по базе»? Стесняется соседей? По оценкам аналитиков мотивация сокрытия номеров распределяется примерно так:
- 70% случаев – номера свежие, как и недавняя сделка. Авто продается перекупщиком, махинации с документами, продажа по «генеральной доверенности» при бытовом конфликте с хозяином, без его ведома и т.д.;
- 20% - авто ремонтированное, восстановленное после аварии, либо с «мутной историей» (залог у банка, спор в суде, бракоразводный процесс, дубль ПТС и т.д.);
- 5% - стесняюсь продажи (не умею продавать);
- 5% - «блатной» номер (например, а001мр), который будет оставлен себе владельцем, либо авто продает известный человек, которому не нужна лишняя «засветка».
Проанализируем имеющиеся фото. Какой сезон на фото? Зима? А ничего, что сейчас июльский зной? Вы правильно поняли – машина продается с зимы. Уже минус – за полгода она никого не заинтересовала! И не верьте сказкам про то, что авто стоит в гараже, что это удачный ракурс! Сейчас, когда фотокамера есть в любом, даже копеечном китайском телефоне, сделать свежие снимки – пара пустяков. Да и на вопрос, почему же машина до сих пор не продана, вам не ответят. Причины просты – завышена цена, дефекты, проблемы с документами.
Рассмотрите, в окружении чего сфотографирован автомобиль? На автостоянке, на авторынке, в окружении себе подобных? Тогда сразу должно быть ясно, что он продается очень давно, и никого до сих пор не заинтересовал!
Автомобиль премиум-класса во дворе шикарного загородного дома? Похоже на правду! BMW X6 на фоне покосившейся деревенской хаты и кошечки, спящей на завалинке? Слегка настораживает.
Некоторые умудряются сфотографировать сверкающее авто прямо в покрасочной камере, с жаром убеждая по телефону, что это… автомойка! Бывает и такое.
Есть фото салона? Осмотрите внимательно «навороты». На Жигулях стоит спортивный руль, гоночные педали, мощная аудиосистема? Ясно, что автомобиль позиционировался как «тюнингованный». А это значит, что почти со 100% вероятностью, он дрифтовал, гонялся на уличных гонках, трогался с визгом покрышек... Надо ли объяснять последствия такого режима эксплуатации? Нет ничего лучше, чем все родное, штатное. Для Жигулей – тем паче.
Как видите, проколы с фото бывают даже у опытных перекупщиков. Фото иногда могут сказать очень много о владельце и автомобиле, стоит лишь приглядеться.
Никогда не покупайте один-единственный автомобиль! Всегда должен быть выбор не менее, чем из трех-четырех одинаковых (ну или почти одинаковых) автомобилей. Тогда вы сможете как увидеть недостатки, так и увидеть все достоинства той или иной модели.
Как «пробить» продавца?
Многие, в том числе крупные автосайты предлагают «пробивать» продавца (выяснять его историю и благонадежность) вбив его данные в строку поиска. Это, якобы, даст всю нужную информацию. Метод очень спорный и крайне ненадежный, тем более, если вы слабо владеете Интернетом и не знаете алгоритмов работы поисковых систем. Любая информация, например номер телефона продавца, будет выдана по всем регионам, сочетаниям символов и прочей ненужной информацией. Чтобы получить объективную информацию о продавце, требуется вводить много дополнительной информации, которой у рядового пользователя быть просто не может.Также как и проследить историю автомобиля, одного Интернета будет недостаточно. Нужно использовать и газеты с объявлениями, и различные поисковые запросы, и продающиеся (зачастую нелегально) базы ГИБДД, налоговой, банков и других структур.
Это огромная работа и рядовому покупателю она не под силу. Если только не случайность. Например, вы можете случайно найти знакомый номер телефона продавца в форуме, посвященном ремонту продаваемого автомобиля, или на сайте объявлений о покупке запчастей к нему. Еще интереснее будет ситуация если знакомый телефон промелькнет в разделах «Куплю аварийные, битые авто». Но, повторяем, это дело скорее случая.
Мы отнюдь не призываем бояться перекупщиков. Отнюдь. В большинстве это деловые и порядочные люди, предлагающие «чистые» машины по хорошим ценам. Время бесчестных «барыг» кануло в лету. Просто подходите к выбору автомобиля и его владельца со всей внимательностью и осмотрительностью – мошенники все же есть и их немало.
Соблюдайте элементарный такт.
Не стоит забывать, что продавец, это тоже человек. И то, что у вас деньги, и вы намерены купить что-то, еще не дает вам права вести себя надменно и грубить напропалую. Поверьте, если вы ведете себя вежливо и корректно, продавец постепенно проникнется к вам и расскажет намного больше полезной информации, нежели вы будете «гнуть пальцы» и строить из себя суперпрофи-автомеханика или мегаопытного-автомобилиста.Чтобы понять, реальный это владелец или нет, начинать разговор следует с приветствия и фразы – «Я по поводу машины». Если продавец уточнит – «Какой именно машины?» - это вероятнее всего перекупщик. Обычно при уточнении они находят десятки легенд, типа «Я почему спрашиваю, потому, что еще продаю машину любимой бабушки» и т.д.
Один из неоспоримых плюсов работы с перекупщиками – они готовы торговаться. Особенно, когда авто редкое или с явным дефектом. Нужно понимать, что перекупщики живут за счет оборота. И надолго застревать с одной машиной они не будут – иначе им и их семьям просто нечего будет кушать. Поэтому они стараются в максимально короткий срок «сбросить тачку», снять проценты и ехать за новой. Реальный же владелец, особенно, если продажа машины связана с вынужденными обстоятельствами (например – нужны деньги на ремонт квартиры тёщи) будет торговаться очень слабо и вероятно откажется давать скидку даже в 1000 руб. Как говорят в народе – «жаба душит».
Обязательно представьтесь, расположите к себе продавца и скидка вам будет обеспечена. Чаще задавайте ему вопросы в формате «дайте совет» - любому человеку приятно, когда спрашивают его мнения, советуются. Это уже психологические приемы, которые вам придется освоить, если вы часто меняете автомобили. Ведь в другой раз вы будете на его месте – в роли продавца.
Важнейший момент – обслуживался ли автомобиль где-то, или нет? Если да, то где? Масло менял авторизованных дилер или сосед по гаражу дядя Вася? Это нужно просто выяснить, так как зачастую дядя Вася более квалифицирован, чем персонал иных сервис-центров. Это – реальность!
Неоспоримый плюс – наличие фирменной сервисной книжки с отметками о прохождении технических осмотров, чеки, накладные, сервис-листы и другие документы. Также, вам может сказочно повезти - автомобиль по приемлемой цене окажется еще и на гарантии!
При покупке автомобиля, ввезенного из-за рубежа, обратите внимание на дату выдачи ПТС. Если авто в России уже давно, например, больше двух месяцев – это плохо! Никогда не верьте уверениям, что авто «без пробега по России!». Скорее всего, это ложь или, в крайнем случае – лукавство. Вы должны придерживаться четкого правила – чем дольше автомобиль находится в России, тем хуже его состояние. Также можно выяснить историю автомобиля по его VIN. Правда, процедура эта платная, но сбережет много денег и нервов.
Сразу необходимо выяснить, снята машина с учета или нет. Давно снятая учета автомашина должна насторожить – возможно, наличие дефекта или проблем с документами. Исключение из этого правила, пожалуй, одно – автомобили премиум-класса. Как правило, элитные иномарки типа Бугатти или Хаммера редко продаются за неделю, если не привезены под заказ.
Если продаваемое авто «на номерах» (с госномерами), обязательно узнайте – ездит на нем кто-то или нет. Если нет – плохо. Кроме технических проблем или проблем с документами, из-за которых авто могут «скрывать» в гараже, это чревато неприятностями в будущем, даже если автомобиль идеален сейчас. Дело в том, что от долгой стоянки сохнут и выходят из строя различного рода резинотехнические изделия, такие например, как сальники. Зачастую после такого «гаражного хранения в идеальном состоянии» заведенный автомобиль, буквально через несколько минут после пуска, начинает ручьями лить масло из двигателя, КПП и мостов, из-за разрушившихся сальников. А это – капитальный ремонт, который, зачастую, по стоимости сравним с самим «побегавшим» авто! Ну и конечно, если автомобиль эксплуатируется, это свидетельствует о нормальном его техническом состоянии, так как мало кому придет в голову ездить на неисправном или полуисправном авто.
Вежливо узнайте, в какой район продавцу удобнее проехать для осмотра, время, дату. Спросите, не будет ли он возражать, если автомобиль будет проверен в СТО, которому вы доверяете? Словом ведите себя максимально вежливо и корректно. Вам нужен автомобиль, а не его владелец. Однако хамское и невежливое поведение может послужить дурную службу, и вы просто упустите отличный автомобиль по отличной цене.
Встречу обязательно назначайте только в светлое время суток. Это необходимо как в плане безопасности, так и в плане объективного осмотра. При свете Луны вы вряд ли увидите все дефекты кузова или двигателя. При этом, посмотрите погоду и назначьте встречу в ближайший солнечный день! Только на солнце, на контрастах, заметны все огрехи лакокрасочного покрытия, следы того, что автомобиль уже перекрашивался. А если основные части кузова перекрашивались, это явно свидетельствует о том, что автомобиль побывал в аварии. В зимнее время обязательно встречайтесь возле автомойки, и только после того, как владелец помоет авто. Иначе всегда есть «природный аргумент» - грязь и наледь на корпусе авто, скрывающие то, что нежелательно показывать.
В заключение хотим порекомендовать приезжать на встречу не одному, а с кем-то. Это и безопаснее, и «мозги закрутить» вам не смогут, да и две-три пары глаз лучше, чем одни. Заметят они гораздо больше.
Будет прекрасно, если ваши друзья будут опытными автомобилистами.